Восприятие зодчества в Древней Руси
Восприятие
зодчества в Древней Руси определялось сложным взаимодействием
традиций, восходящих к праславянской и славянской языческой
древности, и византийского влияния. С одной стороны, символическим
значением наделялось само пространство. Об этом свидетельствует
устойчивое существование приема кольцевой организации застройки
поселений - от укрепленных городищ чернолесской культуры X-VII веков
до н. э. в Среднем Поднепровье до Еки-мауцкого и Райковецкого
городищ, возникших почти двумя тысячелетиями позже. Крупные сельские
поселения в центральной части России, складывавшиеся в конце XVI -
начале XVIII века, также имели, как правило, кольцевой план с домами,
сгруппированными вокруг обширного внутреннего пространства, к
которому они были обращены "лицом". Подобный план имели
многие селения Чехии и основанные славянами села между Одером и
Эльбой. В городах такая форма определяла застройку площадей. Заметим,
что кольцевое очертание получали, по-видимому, и языческие святилища.
Посреди окруженного застройкой общественного пространства обычно
ставилась церковь, занимавшая островное положение. Само положение
объема.
центрирующего обширное пространство, привлекало внимание к
его массе и пластическим качествам. Жилые постройки практически
всегда были деревянными. Когда церковь строилась в камне,
содержательным значением наделялся и контраст материалов - "вечного"
(камень) и "тленного" (дерево), - свидетельствовавший о
месте церкви и жилых построек в иерархии ценностей. Так проявлялась
тенденция, концентрирующая внимание на материале и массе главной
постройки. Можно предположить, что и она восходит к языческой
древности о существовании дохристианской традиции как будто
свидетельствует решительность, с которой преобразовывались на Руси
типы культовых зданий, импортированные из Византии (создание
многоглавых - "о тринадцати верхах" - храмов в Киеве и
Новгороде, не имевших прообразов в византийском зодчестве). Для
стоявших "островками" русских храмов очень важна была
разработка объема.
Архитектурная студия
Санкт-Петербурга