Телесная маетность экстерьера

Пространственности архитектуры интерьера противопоставлена телесная маетность экстерьера, определявшаяся подчеркнутой весомостью контрфорсов, тяжело вздымающихся над низкими стенами боковых нефов храма, чтобы принять напряжение от аркбутанов, переброшенных от высокого тела центрального ефа. Впечатление от этих грубых крупномасштабных массивов усиливалось обычным для средневекового города восприятием здания в упор, из узкого обхода, валявшегося между ним и застройкой. Лишь западный фасад, подчиненный единой плоскости, с измельченной пластикой порталов и "галереи королей", с вертикальной динамикой, подчеркнутой фланкирующими ажурными башнями, не оставлял впечатления тяжеловесности. Он служил подготовкой интерьера, его кажущейся дематериализованности, и масса его в визуальном восприятии тоже казалась полурастворенной в пространстве, пронизанной им.

Пространственности интерьера готического собора противопоставлялась вещественность восприятия не только его внешнего объема, но и всей среды средневекового города. В культуре зрелого средневековья представления о предметной среде уже связываются с восприятием мира в движении и времени (чего не знала античность). Временная последовательность соединяет воспринимаемые отдельно фрагменты мира, как бы воплощая подразумеваемое идеологией той эпохи единство всего сущего. Пространства средневекового города живописны и асимметричны, не подчинено симметрии и расчленение пространства внутри зданий. Асимметричное формирование пространств в масштабе города было результатом постепенного роста, при котором каждое здание "вставлялось" на свое место, как кусок камня в мозаику, а пространство внутри построек подчинялось жизненной потребности.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010