Специфика архитектурного творчества
Информация,
заключенная в архитектурной форме, верно прочитывается только в
контексте среды. Отсюда иная в принципе постановка проблемы
разнообразия и стандарта в произведениях архитектуры и изделиях
промышленности. Одинаковость сотен тысяч автомобилей воспринимается
как их естественное свойство. Одинаковость десятка домов удручает,
поскольку форма здания входит в систему более высокого уровня
(микрорайон, город) и должна отражать связи, устанавливающиеся в этой
системе. Напротив, форма автомобиля безразлична к пространственному
контексту.
Отсюда и противоречие, заключенное в самом принципе "типового
дома". Сооружение в каждом конкретном случае должно включаться
в пространственное единство со средой как в утилитарно-практическом,
так и в композиционном отношении. Примеры чисто механического
включения сооружений в городскую среду, которой они безразличны, к
сожалению, были слишком многочисленны в нашей практике начала 1960-х
годов, что вызвало резко отрицательную реакцию общественности, широко
отразившуюся в печати. Напротив, подход, основанный на трансформации
стандартной основы сооружений в соответствии с особенностями
окружающей среды, позволяет создавать полноценные произведения
зодчества (микрорайон Сосновая Поляна и кварталы Юго-Западного района
в Ленинграде).
Специфика архитектурного творчества, опирающегося на технологию
индустриального производства крупных стандартизованных элементов
зданий, связана с образованием рядовой ткани городского организма и
формированием массовых типов сооружений. Отсюда - особые приемы
композиции, которые не могут быть перенесены в сферу уникальных
сооружений. Признаки, определяемые единством среды и связями ее
структуры, здесь преобладают над индивидуальностью отдельных
объектов. На первый план выступает комплекс сооружений, его решению
подчиняется структура отдельных построек. Поиск выразительности,
ограниченный рамками целесообразного и осуществимого в массовом
производстве, очень труден. Одинаковость, заданность объемов типовых
домов не позволяют с необходимой гибкостью использовать особенности
места и вместе с тем организовать среду как целостную, осмысленную
систему, ориентирующую поведение человека в данных условиях. Форма
каждого из типовых домов может быть достаточно сложной, но отсутствие
новой информации при их многократном повторении рождает чувство
подавленности. Выразительность групп типовых домов повышается, лишь
когда связь с внешней средой вносит в их форму момент неожиданности,
нечто, не вытекающее из общей закономерности.
Архитектурная студия
Санкт-Петербурга