Специфика архитектурного творчества

Информация, заключенная в архитектурной форме, верно прочитывается только в контексте среды. Отсюда иная в принципе постановка проблемы разнообразия и стандарта в произведениях архитектуры и изделиях промышленности. Одинаковость сотен тысяч автомобилей воспринимается как их естественное свойство. Одинаковость десятка домов удручает, поскольку форма здания входит в систему более высокого уровня (микрорайон, город) и должна отражать связи, устанавливающиеся в этой системе. Напротив, форма автомобиля безразлична к пространственному контексту.

Отсюда и противоречие, заключенное в самом принципе "типового дома". Сооружение в каждом конкретном случае должно включаться в пространственное единство со средой как в утилитарно-практическом, так и в композиционном отношении. Примеры чисто механического включения сооружений в городскую среду, которой они безразличны, к сожалению, были слишком многочисленны в нашей практике начала 1960-х годов, что вызвало резко отрицательную реакцию общественности, широко отразившуюся в печати. Напротив, подход, основанный на трансформации стандартной основы сооружений в соответствии с особенностями окружающей среды, позволяет создавать полноценные произведения зодчества (микрорайон Сосновая Поляна и кварталы Юго-Западного района в Ленинграде).

Специфика архитектурного творчества, опирающегося на технологию индустриального производства крупных стандартизованных элементов зданий, связана с образованием рядовой ткани городского организма и формированием массовых типов сооружений. Отсюда - особые приемы композиции, которые не могут быть перенесены в сферу уникальных сооружений. Признаки, определяемые единством среды и связями ее структуры, здесь преобладают над индивидуальностью отдельных объектов. На первый план выступает комплекс сооружений, его решению подчиняется структура отдельных построек. Поиск выразительности, ограниченный рамками целесообразного и осуществимого в массовом производстве, очень труден. Одинаковость, заданность объемов типовых домов не позволяют с необходимой гибкостью использовать особенности места и вместе с тем организовать среду как целостную, осмысленную систему, ориентирующую поведение человека в данных условиях. Форма каждого из типовых домов может быть достаточно сложной, но отсутствие новой информации при их многократном повторении рождает чувство подавленности. Выразительность групп типовых домов повышается, лишь когда связь с внешней средой вносит в их форму момент неожиданности, нечто, не вытекающее из общей закономерности.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010