Следствие противоречивости буржуазной культуры

Следствием противоречивости буржуазной культуры стала в конечном счете абсолютизация пространственности, противопоставленная материальной вещественности архитектуры и доведенная до абсурда в призывах к ее полной дематериализации (мечты о создании необходимых условий среды в пространстве, огражденном некими силовыми полями и воздушными потоками) или к полному подчинению ее принципу "минимакса" - достижения максимального эффекта в организации среды при минимальных затратах материала,- как бы снимавшему проблему содержательной архитектурной формы. В реальных экспериментах нарушалось необходимое для функционирования сооружения обособление частей пространства, которое было доведено "до последней черты" в упоминавшемся выше здании "Краун-холла", созданном Мисом ван дер Роэ. Здесь архитектурное пространство, воплотившее концепцию формы, принятую зодчим, пришлось дуб-пировать в помещениях подземного уровня, для того чтобы осуществлять практическую функцию сооружения. Столь же абсурдной крайностью стал "Стеклянный дом" ф. Джонсона, построенный в 1949 году в Нью-Кейнене (США), функции главного объема, прозрачного как аквариум, в этом случае тоже дублируются, но, в отличие от "Краун-холла", за счет других, уже вполне непрозрачных построек, возведенных на участке.

Несомненно, что у современного человека объем здания, то есть воспринимаемая извне внешняя оболочка внутреннего замкнутого пространства, не вызывает ассоциации с монолитом, а плоскость не воспринимается им как абсолютный предел пространства. Образ во все большей степени формируется на основе связной последовательности различных аспектов восприятия. Подобное отношение, в большой мере вырастающее благодаря ведущей роли временных искусств в культуре XX века, повышает восприимчивость к сложным пространственным системам, закономерность которых воспринимается наблюдателем через смену Картин, раскрывающихся по мере движения. И тем не менее ограждающая масса доминирует в непосредственном восприятии, через ее структуру прочитывается организация пространства и свойства образующих ее частей. Это пытались игнорировать мастера "современного движения" в архитектуре, подменяя чисто рассудочным развитием идеи пространственности поиск форм, которые наиболее эффективны в своем воздействии на восприятие.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010