Следствие противоречивости буржуазной культуры
Следствием
противоречивости буржуазной культуры стала в конечном счете
абсолютизация пространственности, противопоставленная материальной
вещественности архитектуры и доведенная до абсурда в призывах к ее
полной дематериализации (мечты о создании необходимых условий среды в
пространстве, огражденном некими силовыми полями и воздушными
потоками) или к полному подчинению ее принципу "минимакса"
- достижения максимального эффекта в организации среды при
минимальных затратах материала,- как бы снимавшему проблему
содержательной архитектурной формы. В реальных экспериментах
нарушалось необходимое для функционирования сооружения обособление
частей пространства, которое было доведено "до последней черты"
в упоминавшемся выше здании "Краун-холла", созданном
Мисом ван дер Роэ. Здесь архитектурное пространство, воплотившее
концепцию формы, принятую зодчим, пришлось дуб-пировать в помещениях
подземного уровня, для того чтобы осуществлять практическую функцию
сооружения. Столь же абсурдной крайностью стал "Стеклянный дом"
ф. Джонсона, построенный в 1949 году в Нью-Кейнене (США), функции
главного объема, прозрачного как аквариум, в этом случае тоже
дублируются, но, в отличие от "Краун-холла", за счет
других, уже вполне непрозрачных построек, возведенных на участке.
Несомненно, что у современного человека объем здания, то есть
воспринимаемая извне внешняя оболочка внутреннего замкнутого
пространства, не вызывает ассоциации с монолитом, а плоскость не
воспринимается им как абсолютный предел пространства. Образ во все
большей степени формируется на основе связной последовательности
различных аспектов восприятия. Подобное отношение, в большой мере
вырастающее благодаря ведущей роли временных искусств в культуре XX
века, повышает восприимчивость к сложным пространственным системам,
закономерность которых воспринимается наблюдателем через смену
Картин, раскрывающихся по мере движения. И тем не менее ограждающая
масса доминирует в непосредственном восприятии, через ее структуру
прочитывается организация пространства и свойства образующих ее
частей. Это пытались игнорировать мастера "современного
движения" в архитектуре, подменяя чисто рассудочным развитием
идеи пространственности поиск форм, которые наиболее эффективны в
своем воздействии на восприятие.
Архитектурная студия
Санкт-Петербурга