Организация объемной формы, в сооружениях XI-XIII веков
Организация
объемной формы, в сооружениях XI-XIII веков следовавшая построению
интерьерного пространства, постепенно отходила от выражения
внутренней структуры (как в новгородских церквах XIV в.), а затем и
вовсе оторвалась от нее (культовые постройки московского зодчества
XVI- XVII вв.). При этом образная характеристика здания во все
большей степени зависела от разработки масс - вплоть до чисто
скульптурной трактовки архитектурного организма, которая отличает
храм Василия Блаженного в Москве, на Красной площади (1555-1560 гг.,
зодчие Барма и Посник). Структура его имеет в основе пучок из восьми
вертикальных объемов, окружающих девятый, центральный; чисто
пластическими средствами она развита в сказочно богатую форму, полную
праздничного ликования. Все ее великолепие обращено вовне, к главной
площади России, лежащей вокруг. Внутренние пространства собора тесны
и запутанны, интерьер темноват и почти беден. Художественный замысел
воплощен в Разработке массы, доступной для всеобщего обозрения,
открытой всем - этим собор напоминает Парфенон при решительном
несходстве во всем прочем.
Однако в соборах Новгорода и Киева домонгольского времени (а
отчасти и в новгородских церквах XIV века) сохранялась свойственная
Византии пространственность восприятия интерьера. Даже могучие
подкупольные опоры воспринимаются прежде всего как поверхности,
несущие роспись. Сопоставление интерьера с экстерьером рождает
ощущение озадачивающего различия не только асштабов, но и величин.
Объем с его тонкой пластикой, точно вписанный в ландшафт, может
казаться небольшим, почти игрушечно изящным в сопоставлении с
бескрайними просторами вокруг. Вместе с тем он ощутимо материален,
телесен. Интерьер же оказывается неожиданно высоким, крупномасштабным
и в то же время почти ирреальным благодаря сложным отношениям
архитектурного пространства и живописного пространства фресок,
когда-то покрывавших все поверхности стен, столбов и сводов.
Архитектурная студия
Санкт-Петербурга