Организация объемной формы, в сооружениях XI-XIII веков

Организация объемной формы, в сооружениях XI-XIII веков следовавшая построению интерьерного пространства, постепенно отходила от выражения внутренней структуры (как в новгородских церквах XIV в.), а затем и вовсе оторвалась от нее (культовые постройки московского зодчества XVI- XVII вв.). При этом образная характеристика здания во все большей степени зависела от разработки масс - вплоть до чисто скульптурной трактовки архитектурного организма, которая отличает храм Василия Блаженного в Москве, на Красной площади (1555-1560 гг., зодчие Барма и Посник). Структура его имеет в основе пучок из восьми вертикальных объемов, окружающих девятый, центральный; чисто пластическими средствами она развита в сказочно богатую форму, полную праздничного ликования. Все ее великолепие обращено вовне, к главной площади России, лежащей вокруг. Внутренние пространства собора тесны и запутанны, интерьер темноват и почти беден. Художественный замысел воплощен в Разработке массы, доступной для всеобщего обозрения, открытой всем - этим собор напоминает Парфенон при решительном несходстве во всем прочем.

Однако в соборах Новгорода и Киева домонгольского времени (а отчасти и в новгородских церквах XIV века) сохранялась свойственная Византии пространственность восприятия интерьера. Даже могучие подкупольные опоры воспринимаются прежде всего как поверхности, несущие роспись. Сопоставление интерьера с экстерьером рождает ощущение озадачивающего различия не только асштабов, но и величин. Объем с его тонкой пластикой, точно вписанный в ландшафт, может казаться небольшим, почти игрушечно изящным в сопоставлении с бескрайними просторами вокруг. Вместе с тем он ощутимо материален, телесен. Интерьер же оказывается неожиданно высоким, крупномасштабным и в то же время почти ирреальным благодаря сложным отношениям архитектурного пространства и живописного пространства фресок, когда-то покрывавших все поверхности стен, столбов и сводов.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010