Направление развития формообразования в архитектуре

Направление развития формообразования в архитектуре, ориентированное на пространственное восприятие, которое было столь определенно заявлено зодчим Пантеона, получило затем последовательное развитие в христианских храмах Византии. Разработка внутреннего пространства выступала здесь как особая задача, определявшая бытие произведения архитектуры и его художественный образ. Высочайшего уровня достигло умение создавать сложнейшие сводчатые системы, основанные на взаимном равновесии сводов, "гасившем" их боковой распор; оно позволило осуществить поражающую воображение устремленность пространства ввысь, которой преодолевается инертность камня.

Храм Софии в Константинополе (532-537 гг., зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета), главное здание всей Византийской империи - имеет самый громадный единый пространственный объем среди памятников классического зодчества (пролет центрального купола Софии-31,4 м - уступает куполу Пантеона, но его пространство непосредственно продолжают полукупола того <е диаметра, примыкающие с восточной и западной стороны, в свою очередь охваченные малыми полукуполами). Пространство это служило для развертывания грандиозных зрелищ придворных богослужений, полем подлинного синтеза искусств - архитектуры, живописи, покрывавшей стены, музыкально-драматических средств литургии. Восприятие архитектуры интерьера было неотделимо от восприятия наполнявшего ее действа. Своды храма Софии, выполненные из кирпича, сконструированы с исключительной рациональностью и относительно легки - но только относительно! Для восприятия нагрузок от них были необходимы гигантские массивы опор. Однако композиция собора такова, что масса этих опор в центральном пространстве неощутима; здесь они выступают лишь как ограничивающие поверхности, дематериализацию которых довершают мраморные инкрустации и тонкий резной орнамент. Купол поэтому кажется невесомым. Павел Силенциарий, современник Юстиниана I, писал, что купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010