Направление развития формообразования в архитектуре
Направление
развития формообразования в архитектуре, ориентированное на
пространственное восприятие, которое было столь определенно заявлено
зодчим Пантеона, получило затем последовательное развитие в
христианских храмах Византии. Разработка внутреннего пространства
выступала здесь как особая задача, определявшая бытие произведения
архитектуры и его художественный образ. Высочайшего уровня достигло
умение создавать сложнейшие сводчатые системы, основанные на взаимном
равновесии сводов, "гасившем" их боковой распор; оно
позволило осуществить поражающую воображение устремленность
пространства ввысь, которой преодолевается инертность камня.
Храм Софии в Константинополе (532-537 гг., зодчие Анфимий из Тралл
и Исидор из Милета), главное здание всей Византийской империи - имеет
самый громадный единый пространственный объем среди памятников
классического зодчества (пролет центрального купола Софии-31,4 м -
уступает куполу Пантеона, но его пространство непосредственно
продолжают полукупола того <е диаметра, примыкающие с восточной и
западной стороны, в свою очередь охваченные малыми полукуполами).
Пространство это служило для развертывания грандиозных зрелищ
придворных богослужений, полем подлинного синтеза искусств -
архитектуры, живописи, покрывавшей стены, музыкально-драматических
средств литургии. Восприятие архитектуры интерьера было неотделимо от
восприятия наполнявшего ее действа. Своды храма Софии, выполненные из
кирпича, сконструированы с исключительной рациональностью и
относительно легки - но только относительно! Для восприятия нагрузок
от них были необходимы гигантские массивы опор. Однако композиция
собора такова, что масса этих опор в центральном пространстве
неощутима; здесь они выступают лишь как ограничивающие поверхности,
дематериализацию которых довершают мраморные инкрустации и тонкий
резной орнамент. Купол поэтому кажется невесомым. Павел Силенциарий,
современник Юстиниана I, писал, что купол Софии выглядит парящим в
воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу.
Архитектурная студия
Санкт-Петербурга