Массивная телесность конструкции

Массивная телесность конструкции зато в полной мере ощутима в экстерьере собора. Сейчас объем его кажется почти хаотическим нагромождением гигантских масс, нарастающим к плоской скуфье купола. Во многом это результат позднейших перестроек и дополнений. Но главная причина в том, что зримо воспринимаемые массы изначально были выведены за пределы оболочки, формирующей внутреннее пространство во внешний объем, который если и участвовал в формировании образа здания, то лишь негативно. Его несобранность и давящая грузность, как бы говорящие о несовершенстве и тяготах земного бытия, подчеркивали силой контраста стройную гармонию и кажущуюся нематериальность того символа потустороннего, высшего совершенства, в который складывался интерьер. Соотношение пространства и массы впервые было построено на противопоставлении, имеющем содержательное значение. Значение это, выраставшее из миропонимания, связанного с христианством, наделяло массу отрицательной ценностью.

С еще большей изощренностью строительного искусства подобное противопоставление развивалось зодчими готики. Горизонтальный распор и часть вертикальной нагрузки сводов, которыми перекрывались готические соборы, через систему аркбутанов - наклонных арок - передавались на мощные пилоны-контрфорсы, расположенные вне объема здания. Благодаря этому стало возможно сокращать сечения опор, расположенных внутри, и увеличивать их высоту, поднимая далеко ввысь сводчатое покрытие. Контрастны измерения соборов, где высота и глубина резко преобладали над шириной нефов, подчеркивая динамичность пространства. Преобладание этой динамики над статичностью масс создавало кажущуюся дематериализацию готического храма, на основе которой вырастал его художественный образ. Пластическая разработка опор, как пучков тонких вертикалей, и сводов, расчленявшихся ребрами, на которые как бы разветвлялись опоры, усиливала это впечатление. Средства живописи и скульптурной пластики входили в сложный образ не только своей изобразительной символикой- скульптура дополняла впечатление дематериализации масс своей пластичностью и деликатностью масштаба, витражи - вибрирующими потоками цветного света, создававшими впечатление эфемерности восприятия. При огромных проемах окон, заполнявших верхние части стен между опорами, цветные стекла делали внешнее пространство невидимым изнутри и тем самым не позволяли ощутить связь внутренней структуры сводов, как бы парящих в лучах света, с мощными массивами контрфорсов снаружи.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010