Использование полезных свойств новых материалов

Использование полезных свойств новых материалов ведет к новым тектоническим системам. Если в каменной архитектуре доминировала выразительность покоящихся статичных масс, то тектоника новых структур вырастает из динамичного равновесия упругих напряжений, активной работы материала, преодолевающей тяжесть. Эта тектоника делает первые шаги, отыскивая свои специфические средства. Однако черты ее уже ощутимы в гигантских застывших вихрях спиральных вантовых структур олимпийских спортивных залов в Токио (арх. Кэндзо Тангэ, 1964 г.), гигантских плитах подвесного покрытия Пулковского аэровокзала в Ленинграде (арх. А. В. Жук, 1974 г.).

Технический прогресс породил иллюзию "вседозволенности", осуществимости любой формальной идеи, возникшей в системе представлений, вообще не включающей закономерности работы конструкций. Предостережением о последствиях, к которым ведет доверие этому миражу, стало нагромождение бетонных масс, которое в конечном счете возникло в результате растянувшегося на пятнадцать лет строительства оперного театра в Сиднее (арх. Й. Утзон, 1960- 1975 гг.). Идея - легкие, как будто наполненные ветром железобетонные оболочки-паруса, поднимающиеся над берегом океанской бухты, которые одновременно формируют объем здания и систему его внутренних пространств,- родилась в полном пренебрежении техническими реальностями. Отвлеченная идея оказалась, однако, беспощадно деформированной, фактически уничтоженной в столкновении с ними в ходе осуществления. Символическая форма, которая была единственным оправданием иррационального замысла, оказалась полностью Искаженной.

Функциональная организация пространства и конструктивное строение массы определяют основу взаимной соразмерности величин в -щитках выразительности Формы и ее гармонии, удовлетворяющей эстетическую потребность. Естественно предположить, что конечный результат - соразмерность частей и целого, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к произведению архитектуры, может быть выражена математически, и, более того, возможно найти для нее некое универсальное математическое выражение. В такой всеобщей формуле совершенства (под ним подразумевалась красота как некое результирующее качество идеально сформированного архитектурного организма) пытались в прошлом - и еще пытаются - найти ключ к разгадке эстетической ценности архитектурной формы.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010