Громадность Пантеона

Строятся крытые рынки и поражающие воображение величиной и разнообразием товаров универсальные магазины, очень крупные здания музеев и театров, многоэтажные жилые дома. За немногие десятилетия обновилась вся система зданий,

Однако вся эта новизна развивалась как бы в иной плоскости, чем та, в которой существовали пластические средства архитектуры. Создавались небывалые типы и величины архитектурного пространства, превзошедшие, наконец, громадность Пантеона. Они обеспечивались новыми смелыми конструктивными решениями, использованием новых или не применявшихся ранее в таких количествах материалов - чугуна, стали, стекла, позднее - железобетона. И всю эту дерзкую новизну скрывали - вернее, стремились скрыть - привычной массивностью каменной оболочки, которая и стала отождествляться с архитектурной формой. Возникло мнимое противоречие между пространством, новизна организации которого прямо исходила от новых явлений в жизни, и массой, в которую воплощались традиционные символы культурной ценности и общественного престижа.

Усложнившиеся функции все труднее укладывались в жестко расчлененные пространства. В промышленных зданиях единство производственного процесса заставило отказаться от жестких разграничений. Цельных, хорошо обозримых внутренних объемов требовали типы зданий, вмещающих большие массы людей. Новые приемы организации пространства рождались под давлением объективных жизненных потребностей. Возникнув, они открывали и новые возможности создания эстетических ценностей.

На рубеже XIX и XX веков английские, а вслед за ними американские, немецкие, русские архитекторы стали создавать жилые постройки, исходя из конкретного изучения быта буржуазной семьи. Среди них выделяются дома Ф.-Л. Райта, которых с особой последовательностью разработана проблема связей, соединяющих отдельные функции в систему. Соответственно и части внутреннего пространства этих построек "перетекают" одна в другую. Вместо цепи законченных себе изолированных пространств создавалась целостная пространственная структура, представление о которой складывается постепенно, по мере обхода вооружения - восприятие связывается не только с тремя измерениями пространства, но и с "четвертым" - временем. Пространственная форма благодаря ему была обогащена новым качеством. Однако борьба за "освобождение" пространства стала истолковываться как борьба с массой вообще, а не с ее использованием вопреки изменившимся потребностям.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010