Готическая архитектура в высшей степени

Опыт истории зодчества показывает, что это содержание всегда несло общекультурные, человеческие смыслы. И даже в самых крайних проявлениях архитектурного рационализма 1920-х годов обнаженная конструктивность была не самоцелью, а воплощением неких технократических идеалов, имевших утопическую окраску. Точнее, как нам представляется, определить тектонику как организацию целесообразной конструкции сооружения в соответствии с задачами создания выразительной формы (то есть как взаимодействие технико-конструктивных и семантических закономерностей архитектурной формы). Предметом тектоники является структура материальных элементов сооружения, зримо выявляющая их работу и служащая для выражения содержания художественного образа. Тектоничность архитектурной формы определяется степенью использования конструктивной организации в ее выразительности, но не выражением самой работы конструкции.

Готическая архитектура в высшей степени тектонична, если учитывать использование конструкции в образовании ее художественного языка - именно в этом видел ее высшую ценность Виолле ле Дюк. Однако работа самой конструкции в готическом соборе не только не выражена, напротив, именно сознательно создаваемое зодчими ложное представление о ней определяет один из главных эффектов выразительности интерьера. Человек, находящийся внутри здания, не видит сложной системы, распределяющей нагрузку от сводов и передающей горизонтальные усилия распора на мощные контрфорсы, а видимое им - своды вздымающиеся на очень стройных, очень тонких опорах, кажется "невозможным", противоречащим закономерностям каменной конструкции. Тем самым создается образ высшей, нематериальной реальности, который несет архитектура собора. Готический собор поэтому тектоничен, хотя его форма не выражает работы конструкции; напротив, утилитарное сооружение, где вся конструкция воспринимается визуально, но не используется как средство выражения неких образных значений и не стала архитектурной формой, нельзя назвать тектоничным, даже если работа его конструктивных элементов вполне понятна, то есть "выражена".



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010