Эмоциональное отношение к форме
Понятие тектоники в связи с семантической основой архитектурного
языка разрабатывал В. Ф. Маркузон.
Эмоциональное отношение к форме, связанной с определенной
конструктивной структурой, вырабатывается в ходе ее освоения и
практического использования. Это отношение связывается с интуитивным
представлением о работе конструкции (представлением, относящимся к
сфере не столько личного, сколько коллективного опыта). Большую роль
в конкретизации таких представлений играют ассоциации с привычным,
прочно вошедшим в строительную практику. Новые конструктивные системы
и материалы на первых порах приходят в столкновение со стереотипами,
возникшими на основе этих ассоциаций. Столкновение тем резче, чем
решительнее изменения. Привычные нормы оказываются непри-ложимыми к
оценке нового. Восприятие испытывает шок, в результате которого новое
обычно проходит через период эстетического отрицания, пока не
осваивается массовым сознанием. Такими примерами изобилует история
зодчества. Так, конструктивно необходимые сечения тонких
металлических опор долго считались уродливо недостаточными,
В последние десятилетия то, что вносит в зодчество обновление
технических средств, осваивается легче, чем в прошлом,- во-первых,
благодаря тому, что возросшие темпы прогресса не позволяют
стереотипам укореняться в сознании и, во-вторых, благодаря
ассоциациям с объектами "чистой" техники, восприятие
которых не подвержено влиянию эстетических стереотипов. Так, ажурные
структуры радиомачт подготовили восприятие архитектурной формы,
основанной на пространственных металлических конструкциях - вантовых
и стержневых; ставшая привычной в обыденной жизни серийность изделий
промышленности облегчает эстетическое освоение формы сооружений из
крупных стандартных элементов. Отношения между архитектурой и
эстетически организованными изделиями современной промышленности,
объектами дизайна, стали оказывать огромное влияние на методы
формообразования в архитектуре и всю предметную среду в целом.
Нельзя, однако, не учитывать и различий в восприятии этих объектов.
Архитектурная студия
Санкт-Петербурга